Страховщик: смена цивилизационной парадигмы
Autómata
Рецензия на фильм
Год: 2014
Производство: Болгария, Испания
Жанр: фантастика
Время: 110 мин.
Режиссер картины: Габе Ибаньес
Творцы буковок: Игорь Легаретта, Габе Ибаньес, Хавьер Санчес Донатес
Зазвездились: Антонио Бандерас, Мелани Гриффит, Биргитта Йорт Сёренсен и др.
ОПИСАНИЕ
2044 год. Вспышки на солнечном диске привели к катастрофическим последствиям – Земля превратилась в выжженную пустыню. Испарились моря, океаны и реки, а люди в последних уцелевших городах отгородились от враждебных небес климатическими дирижаблями. Периодически с неба идёт кислотный дождь, но каждому ясно – будущего у нашей расы нет, это выживание, а не полноценная жизнь.
В таких условиях зарождается разум, которому суждено сменить Человека на эволюционном древе. Роботы давно превратились в верных человеческих псов – они строят коммуникации, возводят стены, следят за микроклиматом в городах и принимают роды. Жак Вокан, страховой агент компании, монополизировавшей производство роботов, внезапно обнаруживает, что появились модели, лишенные второго ограничительного контура – они могут сами себя модернизировать. Часть роботов, став разумными, уходит в пустыню. За ними начинается охота.
АВТОРСКОЕ МНЕНИЕ
Перед нами – одна из наиболее глубоких фантастических лент уходящего года, хотя многие кинокритики и поспешили пометить «Страховщика» азимовским ярлычком. Мол, очередной «Я, робот», а лысый Бандерас уступает Смиту. Перестаньте читать эту ахинею и начните думать.
«Страховщик» - европейское кино, снятое испанцами и болгарами и ухитрившееся попасть в широкий прокат, несмотря на отсутствие в кадре летающих Суперменов и бегающих по лабиринтам подростков. Перед нами футуристическая притча со средненьким бюджетом, повествующая о закате нашей цивилизации. Постапокалиптический антураж условен – вы не найдёте в «Страховщике» той детализации, которая присуща коллегам по цеху («Сквозь снег», например). Город прорисован слабо, большая часть действия разворачивается в пустынных ландшафтах. Правда, впечатляют зависшие в небе цеппелины, прикованные тросами к планетарной поверхности.
Бренность бытия и экзистенциальное одиночество прекрасно чувствуется у костра – особенно, если он полыхает в диких пустошах. К подобному приёму испанский режиссёр прибегал в 2009 году, представив свою дебютную ленту «Скелеты Железного острова». Тогда Ибаньесу катастрофически не хватало кэша, но сейчас он смог развернуться по полной. Прокатная судьба «Страховщика» довольно успешна – в Европе было собрано порядка 35 миллионов евро.
Роботы из технологического фона постепенно превращаются в основной лейтмотив, своеобразное зеркало для людей. Кто-то видит в них свихнувшиеся механизмы и смертельную опасность для своих творцов, кто-то – братьев по разуму. Руководство компании испытывает откровенный страх – первая модель робота со снятым ограничителем за несколько часов совершила столь стремительный скачок в развитии, что творцы перестали её понимать. Непонимание ведёт к страху, а страх – к агрессии. Такова человеческая природа. Мы хотим разложить всё по полочкам и загнать в стандартизированные рамки. Всё неведомое – потенциально опасно.
Следующее откровение ещё проще: подонки всегда остаются подонками. Финальные сцены «Страховщика» могли бы происходить в рабовладельческую эпоху – тех, кто слегка отличался по цвету кожи, считали бесправными кусками мяса. В данном случае – пучком проводов и микросхем. Удивительно, что человек, воспитанный этой системой, смог увидеть во вчерашних слугах… старших братьев, что ли. А ещё точнее – делающих первые шаги гениальных детей.
Какое наследие суждено оставить человеку, доживающему последние дни на планете? Страх, ненависть, неприятие очевидных фактов? Или – светлую память в микросхемах тех, кто подхватит эстафету? И здесь постапокалиптический дух обретает завершённость. Мы обречены, ничего не будет. Это финал. Люди существуют по инерции, их агрессия кажется полностью лишённой здравого смысла. Роботов же не интересует банальное выживание. Они хотят быть – пусть даже вопреки воле создателей.
Лента напрочь лишена голливудского пафоса. Никакого злоупотребления спецэффектами, штампованных образов и сюжетных поворотов. Речь не идёт о тупом противостоянии «человек vs машина». Перед нами – смена поколений, цивилизационной парадигмы. Радует вот что – наши механические «дети» будут более человечными, нежели их никчёмные творцы.
Интересные факты
- Обличье роботов тщательно продумывалось дизайнерами – актёры должны были видеть перед собой живых существ и устанавливать эмоциональный контакт с ними.
- Бандерас, вдохновившись сценарием, решил сделаться сопродюсером картины. Для этого хватило 28 страниц.
ОЦЕНКА: 9 из 10
РЕКОМЕНДАЦИЯ: СМОТРЕТЬ!
Текст: © Нервный криТИК