Интерстеллар: чёрная звезда, орбита мечты и призрак полки
Interstellar
Рецензия на фильм
Год: 2014
Производство: Великобритания, США
Жанр: фантастика
Время: 169 мин.
Режиссер картины: Кристофер Нолан
Творцы буковок: Кристофер Нолан, Джонатан Нолан
Зазвездились: Мэттью МакКонахи, Джессика Честейн, Энн Хэтэуэй, Мэтт Дэймон и др.
ОПИСАНИЕ
Человечество оказалось на грани вымирания – страшный катаклизм спровоцировал засуху планетарного масштаба. Приходят в упадок фермерские хозяйства, еды становится всё меньше, а космические и инженерные исследования приостановлены. На орбите Сатурна обнаружена червоточина – кратчайший путь сквозь космические бездны в другую галактику. Исследовательские зонды выявили несколько планет, потенциально пригодных для жизни. Их колонизация может спасти человечество, предоставив людям новый дом.
Фермер Купер некогда был пилотом НАСА, а сейчас он пытается выжить, сражаясь с пыльными бурями и неурожаями. Получив приглашение отправиться к звёздам, Купер стоит перед тяжёлым выбором – на Земле остаются его дети. Профессор Бренд убеждает Купера в необходимости путешествия – только так он сможет спасти детей и всё человечество. Бренд уверен, что червоточина построена некой сверхцивилизацией для спасения землян. Исследователи переместились в чужую звёздную систему, где столкнулись с непредвиденными сложностями и странными природными явлениями. Время для астронавтов протекает иначе – каждый час на далёких мирах отнимает семь лет у жителей Земли.
Купер понимает, что может никогда не встретиться с дочерью. Тогда он проникает вглубь чёрной дыры, чтобы передать землянам последнее сообщение, которое поможет решить пространственно-временное уравнение и спасти миллиарды жизней…
АВТОРСКОЕ МНЕНИЕ
«Интерстеллар» стал событием задолго до мировой премьеры – ещё бы, это ведь Кристофер Нолан, мужик, снявший «Начало» и потрясший нас своими уровнями сна. Многие сомневались, сможет ли Нолан переплюнуть самого себя. Выяснилось, что смог, причём слюна мастера достигла скорости убегания, а потом и вовсе исчезла в чёрной дыре.
Кто-то считает Нолана главным визионером современности, иные оспаривают этот титул и тотчас поют режиссёру хвалебные песни по поводу мастерства рассказчика. Истина в том, что Нолан – это и то, и другое. Перекроив наше понимание комиксов, и умудрившись привлечь нешуточные капиталы, режиссёр бросил эту армию зелёных друзей на действительно стоящее дело – создание качественной научной фантастики. Голливуд скрипит, но ничего не может поделать с бунтовщиком - фильмы Нолана собирают бешеные кассы и приносят доход, несмотря на ломку Главного Стереотипа. Я имею в виду миф о том, что бабки гребут исключительно франшизы, разжёванные до тошнотворной каши и вброшенные силой большого экрана в несчастные псевдомозги потребителя.
Мы привыкли чётко разделять авторское кино и коммерческие поделки. Одни фильмы мы любовно складируем на верхние полочки, другие безжалостно отправляем в корзину. Тут всё ясно – штамповка сигнализирует о своей немощи всеми индикаторами, загорающимися в первые 5-10 минут просмотра. Нолан всё перекрутил – этот комбинатор добился коммерческого успеха у тех, кто не привык шевелить извилинами. Я говорю о ваших соседях, одноклассниках и мыслителях в спортивных штанах с полосками. Все эти орки достают кэш из кармана и несут его Нолану – они не подозревают, что эти средства «ухнули» в недра чёрной дыры…
Великое полотно «Интерстеллара» разворачивается подобно исполинскому кракену – неспешно, со знанием дела и человеческой природы. Аграрная Земля, всеобщий упадок, атмосфера безнадёжности, все эти кукурузные поля – прямо хрущёвский рай наизнанку. Кажется, перед нами нечто заурядное. Да, есть личная трагедия, разыгранная МакКонахи, есть отважные астронавты и червоточина – всё это до поры напоминает агитку о пользе освоения космоса. А потом – бах! – вас накрывает волной чужого мира, теорией относительности и невероятными откровениями из будущего человеческой расы. Никчёмные беглецы превращаются в существ, способных манипулировать пространством и временем, бродить по континууму, словно по собственной кладовой…
Середина фильма выдергивает из памяти «Гравитацию» - с её жизнеутверждающим стремлением быть и вернуться несмотря ни на что. А затем вы погружаетесь на новые уровни реальности, мечтаете вместе с режиссёром о грядущем могуществе Человека и бродите по орбитальным трубам, свёрнутым в трубочку – ничего не напоминает? Но это скорее реверанс собственному творчеству, изящная отсылка, а не грубая штампованная болванка. Любит Нолан эти пространственные игры – ему простительно.
«Интерстеллар» подобен «Гравитации» по духу. Это знаковая картина, возвращающая потерянному поколению потребителей космические мечты. Быть может, настанет день, когда наши потомки вновь захотят быть космонавтами. И тогда на Марсе заколосятся яблони, а на орбите Сатурна закружатся орбитальные поселения. Крис, ты мужик!
Интересные факты
- Изначально проектом занимался Стивен Спилберг. После его ухода Джонатан Нолан предложил студийным боссам кандидатуру брата.
- Вдохновение режиссер черпал из множества фантастических лент («Чужой», «Космическая одиссея», «Близкие контакты третьего рода», «Бегущий по лезвию»).
- В основу сценарных разработок легли труды Кипа Торна, одного из величайших физиков-теоретиков современности. Способы пространственного перемещения, описанные Торном, встречаются и в романе «Контакт», принадлежащем перу Карла Сагана.
- Пол Франклин, супервайзер визуальных эффектов, трудился над моделированием чёрной дыры и пространственно-временного туннеля с самим Кипом Торном. Сотрудничество оказалось плодотворным для обоих – Торн открыл некоторые особенности поведения света в пределах горизонта событий.
ОЦЕНКА: 10 из 10
РЕКОМЕНДАЦИЯ: СМОТРЕТЬ!
Текст: © Нервный криТИК